II Всероссийский съезд дефектологов (далее – Съезд) прошел со 2 по 3 ноября 2017 г. в городе Москве. Инициатором и Организатором проведения Съезда выступило Министерство образования и науки Российской Федерации.
В Съезде приняли участие более 800 делегатов – представителей 59 субъектов Российской Федерации и 65 организаций высшего профессионального образования Российской Федерации.
Проведение Съезда было вызвано изменениями, происходящими
в системе образования обучающихся с различными видами нарушенного развития.
В приветствиях государственных и общественных деятелей России в адрес Съезда и докладах отмечалось, что российская система образования лиц
с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью активно развивается и совершенствуется, тем самым предъявляя новые требования к подготовке специалистов по работе с детьми с особыми образовательными потребностями, к организации образовательной среды и процесса обучения и воспитания данной категории обучающихся.
Разработанный профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» предусматривает, что все педагогические работники должны обладать компетенциями для работы с детьми
с особыми образовательными потребностями. Поэтому при разработке программ подготовки всех педагогов (дошкольного образования, начального образования, педагогов-предметников, педагогов-психологов) вузам необходимо обратить внимание на включение в указанные программы модулей (дисциплин) и практики, направленных на формирование способности осуществлять обучение, воспитание
и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся.
Проект профессионального стандарта «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)» призван сформулировать функциональные обязанности и профессиональные характеристики педагогов, работающих с обучающимися с разными образовательными потребностями не только в системе образования, но и в организациях здравоохранения и социальной защиты, что позволит осуществить упорядочение профессиональных обязанностей педагога-дефектолога с учетом их вариативности в работе с детьми разного возраста с сенсорными, двигательными, речевыми, интеллектуальными, эмоциональными и другими недостатками в развитии.
Для работы с некоторыми категориями детей – такими как, дети с расстройствами аутистического спектра, тяжелыми и множественными нарушениями развития, дети раннего возраста, необходим пересмотр подходов к подготовке специалистов.
Новые требования к процессу подготовки педагогов-дефектологов, обусловленные социальным заказом, создают перспективу концептуального переосмысления всей системы профессиональной деятельности специалистов, обеспечивающих процесс социализации и жизненного самоопределения лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Тем важнее оказывается роль научного сообщества в решении задач подготовки высококлассных специалистов по работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями.
В рамках Съезда были проведены:
пленарное заседание;
награждение почетными знаками «За личный вклад в развитие дефектологии», «За верность профессии»;
панельные дискуссии на актуальные темы «Контуры профессионального развития педагогов-дефектологов определяются сегодня», «Дефектологическая наука в России: оценки, анализ, прогноз», «Ассоциация дефектологов России: вызовы, ожидания, перспективы»;
9 экспертных дискуссий, посвященных проблемам управления профессиональным развитием педагогов-дефектологов, перспективам развития высшего дефектологического образования, взаимодействия дефектологической науки и практики с общественностью.
В ходе работы Съезда были обсуждены приоритеты и перспективы развития дефектологической науки и практики в Российской Федерации в соответствии с требованиями современной социально-экономической ситуации и изменившимися условиями образования, а также организационные вопросы создания и деятельности Союза дефектологов России.
В результате работы Съезда были актуализированы вопросы создания условий для развития дефектологической науки и практики в Российской Федерации, в числе которых:
выделение тенденций и обозначение перспектив развития российской дефектологической науки и практики;
обсуждение проблем профессиональной готовности педагогов-дефектологов к деятельности в условиях развивающейся системы образования
лиц с ОВЗ, а также к построению новых форм взаимодействия с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ и инвалидностью, общественными организациями инвалидов, социальными партнерами;
определение путей повышения качества профессиональной подготовки педагогов-дефектологов с учетом перехода на многоуровневую систему подготовки кадров, проектирование основных профессиональных образовательных программ
на основе требований современных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО 3++);
выделение направлений совершенствования системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов-дефектологов.
Съезд стал площадкой для конструктивного обсуждения учеными, специалистами-практиками и управленцами вопросов подготовки кадров для работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, для формирования приоритетных направлений дальнейшего развития дефектологической науки и практики в условиях модернизации российского образования.
Делегаты Съезда ОТМЕЧАЮТ:
совершенствование технологий дефектологического образования в условиях современного быстро меняющегося мира и содействие профессиональному росту педагогов-дефектологов является важнейшей предпосылкой для социального развития общества;
обсуждение проблем развития дефектологической науки и практики в Российской Федерации в условиях глобализации необходимо на всех научных форумах, посвященных проблемам подготовки педагогических кадров;
основными задачами педагога-дефектолога становится умение выстраивать свою профессиональную деятельность на основе научно-обоснованных методов и подходов, умение включаться в командную работу по проектированию и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с особыми образовательными потребностями, владение современными инструментами коррекционно-развивающего обучения, умение выстраивать взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ, направленное на включение родителей в процесс образования и реабилитации своего ребенка;
необходимость развития научно-педагогических школ в российских университетах (с привлечением высококвалифицированных кадров в области коррекционной педагогики и специальной психологии) как ресурсных центров по сопровождению профессионального роста и развития специалистов в области образования лиц с ОВЗ и инвалидностью, обеспечивая таким образом формирование единого научного, образовательного и информационного пространства страны в области коррекционной педагогики и специальной психологии;
необходимость разработки и реализации системы экономических и социальных мер, направленных на формирование профессиональной мотивации
у выпускников вузов по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», закрепление их в региональных системах образования лиц с ОВЗ и инвалидностью;
необходимость совершенствования контроля содержания и качества профессионального образования педагогов-дефектологов.
Делегаты Съезда СЧИТАЮТ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ РЕКОМЕНДОВАТЬ:
Министерству образования и науки Российской Федерации:
- Утвердить перечень научных исследований современного ребенка
с инвалидностью и ОВЗ, включая физиологический, психологический и социальный портрет ребенка (популяционных, лонгитюдных), прогнозной оценки перспектив
и направлений развития образования детей с инвалидностью и ОВЗ. - Создать учебно-методическое объединение вузов и региональных институтов повышения квалификации по направлению «Дефектологическое образование» для совершенствования подготовки дефектологов.
- Разработать Концепцию модернизации дефектологического образования.
- Провести анализ основных профессиональных образовательных программ
по направлениям подготовки/специальностям «Специальное (дефектологическое) образование», «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» и подготовить предложения по оптимизации основных профессиональных образовательных программ подготовки кадров для работы
с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью. - Всероссийский съезд дефектологов проводить не реже чем раз в два года.
- Совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации доработать профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)». Разработать план
его поэтапного внедрения на территории Российской Федерации.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- Регулярно проводить курсы повышения квалификации по вопросам разработки и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ на основе требований ФГОС дошкольного, начального (ФГОС НОО обучающихся
с ОВЗ), основного и среднего общего образования, ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. - Разработать план реализации экономических и социальных мер
по привлечению и удержанию в профессии квалифицированных кадров в области дефектологии, в т.ч. по совершенствованию системы оплаты труда специалистов, работающих с обучающимися с особыми образовательными потребностями. - Развивать региональные модели профессионального образования
и повышения квалификации специалистов по работе с обучающимися
с ОВЗ и инвалидностью. - Организовывать и проводить ежегодные конкурсы профессионального мастерства для педагогов-дефектологов образовательных организаций на уровне субъектов Российской Федерации с целью популяризации профессии педагога-дефектолога.
Российской академии образования:
- Способствовать развитию дефектологической науки в Российской Федерации.
Образовательным организациям дополнительного профессионального образования:
- Провести мониторинг дополнительных профессиональных образовательных программ, адресованных специалистам, работающим с детьми
с ОВЗ, и обеспечить их соответствие актуальным задачам развития доступного качественного образования обучающихся с ОВЗ с учетом регионального опыта инклюзивного и специального образования. - Предусмотреть разработку и реализацию плана по научно-методическому сопровождению профессионального роста и развития педагогов-дефектологов, включающего проведение региональных конференций, семинаров, вебинаров с привлечением высококвалифицированных специалистов в области коррекционной педагогики и специальной психологии.
Образовательным организациям высшего образования:
- Разработать и внедрить новые направления в системе профессиональной подготовки повышения квалификации педагогических работников по вопросам работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями (тьютор, ассистент, специалист по ранней помощи, специалист по работе с детьми с РАС, специалист по работе с детьми с ТМНР).
- Обеспечить качество подготовки студентов по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» на основе междисциплинарного подхода к структурированию образовательных программ (единство медико-биологических, лингвистических и специально психолого-педагогических оснований профессиональной деятельности).
- Сохранить достаточный объем и высокое качество подготовки специалистов дефектологического профиля при обеспечении баланса теоретической и практической частей образовательных программ.
- Обеспечить вариативность реализации образовательных программ, в том числе с использованием сетевой формы.
Образовательным организациям, реализующим адаптированные образовательные программы:
- Способствовать профессиональному развитию, повышению квалификации специалистов по работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
- Создавать условия для привлечения и удержания молодых специалистов-дефектологов, развивать в образовательной организации традиции наставничества, преемственности в обеспечении качества образования обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.Способствовать распространению и тиражированию успешных педагогических практик по работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями.