Концепция II Всероссийского съезда дефектологов

Российская система образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью переживает сложное время реорганизаций и преобразований, тем самым усиливается значимость подготовки кадров, умеющих работать с «особыми детьми».

В этой связи на современном этапе развития системы образования выдвинут ряд новых требований, которым должен соответствовать педагог-дефектолог. Высокая социальная значимость результатов его деятельности, повышение спроса на специалистов данного профиля обуславливают необходимость поиска инвариантных путей совершенствования процесса профессиональной подготовки, а также формирования профессионально значимых качеств у педагогов-дефектологов.

Новые требования к процессу подготовки педагогов-дефектологов, обусловленные социальным заказом, создают перспективу концептуального переосмысления всей системы профессиональной деятельности специалистов, обеспечивающих процесс социализации и жизненного самоопределения детей с ОВЗ и инвалидностью.

Современные тенденции подготовки педагогов-дефектологов и их дальнейшего профессионального развития характеризуются рядом факторов:

  1. обновлением нормативно-правового поля в сфере профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования, разработкой проекта  профессионального стандарта «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)»;
  2. определением феномена регионализации дефектологического образования (факторы регионализации образования, региональной самостоятельности в сфере образования и повышения квалификации педагогов-дефектологов, развития региональных научных школ российского уровня в структуре региональных ВУЗов);
  3. характеристиками процессов управления развитием системы дефектологического образования и повышения квалификации педагогов-дефектологов и ее финансирования (отсутствие системной политики, направленной на развитие профессиональной подготовки дефектологов, факторы рыночной политики и коммерциализации образования);
  4. изменениями потребностей социального заказчика, формирующих новые требования к системе образования и повышения квалификации педагогов-дефектологов;
  5. внешними влияниями массовой системы образования и подготовки педагогических кадров на систему дефектологического образования .

Таким образом, необходимость развития дефектологической науки и практики в России подтверждают противоречия:

  • между осознанием необходимости модернизации содержательной и технологической сторон вузовской и послевузовской подготовки педагогов-дефектологов с учетом реальной социокультурной ситуации, обусловленной гуманизацией и регионализацией образования, социальным заказом общества, переходом на многоуровневое высшее образование, и неразработанностью теоретико-методологического обоснования рассматриваемой проблемы;
  • между совершенствованием содержания, форм и методов подготовки педагогов-дефектологов в условиях высшего образования с учетом накопленного исторического наследия и их недостаточной разработанностью в современности .

26-28 октября 2015 года в Москве состоялся I Всероссийский съезд дефектологов «Особые дети в обществе». В мероприятиях Съезда приняли участие 1860 делегатов из 75 субъектов Российской Федерации, а также зарубежных стран. Делегатами Съезда сформулировано предложение о регулярном проведении мероприятий подобного рода в целях продуктивного решения проблем в сфере развития российской дефектологии, повышения статуса профессии и мотивирования профессионального роста педагога-дефектолога.

Среди предложений, вошедших в резолюцию I Всероссийского съезда дефектологов:

  • инициировать создание программы повышения квалификации преподавателей ВУЗов и ИПКРО, педагогов инклюзивного и специального образования детей с ОВЗ академической науки в области коррекционной педагогики и специальной психологии;
  • разработать примерные программы по профессиональной переподготовке по профилю специальное (дефектологическое) образование, в которых указать обязательный объем часов, в том числе количество аудиторных часов, определить требования к профессорско-преподавательскому составу и категории слушателей (только лица с высшим педагогическим образованием);
  • создать общероссийский общественно-профессиональный Союз ассоциаций специалистов, работающих с детьми с ОВЗ.

По итогам проведенного Съезда определены «точки роста» системы дефектологического образования и повышения квалификации педагогов-дефектологов, в том числе:

  • численный и качественный рост, развитие структур высшего и дополнительного профессионального образования, адекватных потребностям образования лиц с ОВЗ и инвалидностью, в субъектах Российской Федерации;
  • разработка и реализация системы экономических и социальных мер, направленных на формирование профессиональной мотивации у выпускников-дефектологов, закрепление их в региональных системах образования лиц с ОВЗ и инвалидностью;
  • развитие научных школ в педагогических университетах как сети научно-методических, научно-исследовательских, мониторинговых и информационных региональных ресурсных центров по лиц с ОВЗ и инвалидностью, обеспечивающих единое научное, образовательное и информационное пространство страны в области коррекционной педагогики и специальной психологии;
  • совершенствование при активном участии ресурсных центров общественного регулирования и контроля содержания и качества подготовки педагогов-дефектологов и т.д.

Для реализации перечисленных «точек роста», выявления и распространения прогрессивных исследований, лучших практик в области подготовки педагогов-дефектологов в Российской Федерации в ноябре 2017 года будет осуществляться организация массовых мероприятий в формате II Всероссийского съезда дефектологов.

В результате работы Съезда будут актуализированы вопросы создания условий для развития дефектологической науки и практики в Российской Федерации, в числе которых:

  • тенденции и перспективы развития российской дефектологической науки и практики;
  • обсуждение проекта профессионального стандарта «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)» и развитие компетенций педагога в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью, в том числе социальной и коммуникативной компетенции;
  • поддержка повышения профессионального и личностного роста педагогов-дефектологов в Российской Федерации;
  • определение новой роли педагога-дефектолога при взаимодействии с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ и инвалидностью, общественными организациями инвалидов, социальными партнерами;
  • формирование профессиональной готовности педагогов-дефектологов к деятельности в условиях новой образовательной парадигмы;
  • мотивирование и профессиональное становление студентов дефектологических факультетов образовательных организаций высшего образования (с учетом перехода на многоуровневую систему подготовки кадров, реализации компетентностного подхода, проектирования основных образовательных программ высшего образования согласно ФГОС ВО 3++);
  • совершенствование системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми с ОВЗ и инвалидностью, на базе образовательных организаций высшего образования и в системе дополнительного профессионального образования.

По итогам работы Съезда будет принята резолюция (решение) Съезда.

  • Привет! Это комментарий.
    Чтобы начать модерировать, редактировать и удалять комментарии, перейдите на экран «Комментарии» в консоли.
    Аватары авторов комментариев загружаются с сервиса Gravatar.